- Можно ли на мотоблоке ездить по дороге общего пользования и нужны ли для этого права
- Можно ли ездить по дорогам общего пользования
- Можно ли ездить без прав на мотоблоке?
- Со скольки лет можно ездить на мотоблоке?
- Юридический статус моторных блоков
- Документы, которые необходимы владельцам техники
- Поездка на мотоблоке по дорогам общественного пользования
- Со скольких лет можно управлять мотоблоком
- Необходимы ли права на мотоблок, оснащенный прицепом
А вот выезжать на дороги общего назначения на таком аппарате лишний раз не стоит. Сотрудники ГИБДД могут попытаться обозначить целый «букет» нарушений, среди которых отсутствие регистрации, управление без соответствующего ВУ и прочее.
Можно ли на мотоблоке ездить по дороге общего пользования и нужны ли для этого права
Мотоблок — один из самых популярных помощников у дачников и садоводов. Благодаря небольшим размерам и довольно неплохой мощности, агрегат может не только вспахать большой участок земли, но и довести до пункта назначения увесистый груз. Но в некоторых случаях поездка для собственника агрегата может закончиться штрафом от дорожного инспектора, чтобы такого не произошло нужно знать нюансы экслпуатации мотоблока на дорогах общего пользования в соотвествии с правилами ПДД, а также что делать при встрече с ДПС.
Мотоблок — это сельскохозяйственная техника, оснащённая двигателем внутреннего сгорания и колёсной осью. Агрегат похож на трактор и выполняет часть его функций. Но, все-таки, мотоблок — это транспортное средство или нет? Ответ даётся на официальном сайте российской полиции.
Важно! Согласно решению евразийской экономической комиссии, принятому в 2019 году, мотоблок относится к классу одноосных тракторов. И если на транспорте перевозят людей или другой груз по дорогам общего пользования, то госавтоинспектор вполне может попросить права и удостоверение тракториста.
Если мотоблок мощный, его автоматически приравнивают к транспортному средству. В это понятие включают все агрегаты, оснащённые двигателем внутреннего сгорания, объём которого больше 50 кубических сантиметров.
Если устройство работает на электричестве и его мощность больше 4 киловатт, то по закону его тоже относят к транспортному средству. В это же понятие включают и технику, которая может разгоняться больше 50 км/ч. Однако на практике развивать такую скорость большинство заводских мини-тракторов (мотоблоков) не могут. Производители установили для них порог в 20 км/ч.
Для заметки, не стоит удивляться, на сегодняшний день есть очень мощные электрические мотоблоки, которы работают от розетки, это что вроде электрической цепной пилы и бензопилы, кстати, прочитать, чем они отличаются можно здесь (очень интересная статья между прочим).
Таким образом, мотоблок небольшой мощности и объёма двигателя не попадает под категорию транспортного средства.
Можно ли ездить по дорогам общего пользования
Зачастую, чтобы привести на садовый участок инвентарь или какой-то груз, собственнику мотоблока приходится выезжать на дороги общего пользования. И если на каком из этих отрезков его остановит дорожный патруль, то инспекторы вполне могут поинтересоваться техническими характеристиками агрегата. Если по параметрам мощности и объёма двигателя его можно будет отнести к транспортному средству, то полицейские попросят документы на право управления агрегатом. Давайте разберемся, можно ли ездить на мотоблоке по дорогам.
Внимание! Если технические характеристики мотоблока меньше, установленных законом для мини-трактора, то такому агрегату и вовсе запрещено выезжать на дороги общего пользования. Это прописано даже в инструкции по эксплуатации мотоблока. Взыскание за это, согласно кодексу административных наказаний, 800 рублей.
Некоторые производители дают советы по передвижению на их моделях. Например, рекомендуют ездить по обочинам, а если нужно развернуться или проехать на противоположную сторону трассы, делать это строго под прямым углом и убедившись, что нет препятствий.
За езду по обочине госавтоинспекторы могут оштрафовать. В российских правилах дорожного движения ездить таким образом запрещено. Наказание за это 1,5 тысячи рублей.
Чтобы не нарваться на неприятности на дороге, юристы советуют перевозить сам мотоблок в прицепе или фургоне. Такой способ убережёт от штрафов. Но на практике, собственники садового аппарата редко пользуются такой рекомендацией, так как подходящий вместительный автомобиль есть далеко не у всех, а брать его в аренду для перевозки мотоблока может быть затратно.
Обратите внимание! Даже если дорога грунтовая или идёт по полю или по лесу, то ездить по ней на мотоблоке также запрещено. Согласно ПДД под категорию для проезда транспортных средств попадают любые участки, в том числе и гравийные, и даже не отсыпанные. А вот по пересечённой местности на мотоблоке можно ездить без ограничений.
Не запрещается езда на мотоблоке по собственному участку, даже если он не ограждён. Однако при себе желательно иметь документы на собственность и межевание. Полицейские вполне могут поинтересоваться законностью нахождения на открытой территории. Если нужных бумаг с собой не оказалось, инспекторы могут выписать протокол за управление агрегатом в неположенном месте. Наказание за такое нарушение до 2 тысяч рублей.
Эксплуатация самодельных мотоблоков на земельных участках с целью проведения многочисленных разновидностей сельскохозяйственных работ, влечет за собой отсутствие необходимости в оформлении разрешительной документации. В противном случае требуются права и прочие бумаги, описанные выше.
Можно ли ездить без прав на мотоблоке?
Мотоблоком называют уменьшенную копию или прототип крупной сельскохозяйственной техники, например – трактора. Такие агрегаты передвигаются медленно, могут использоваться для ухода за небольшим участком земли. Где можно ездить на мотоблоке? Из-за специфики технического оснащения такие устройства не могут использоваться для проезда по асфальтированной трассе. Для чего нужен мотоблок:
- разрыхление почвы на дачном участке;
- культивация растительности, сбор урожая;
- посев зерновых.
С практической точки зрения, мотоблок не может использоваться для передвижения по асфальту, так как считается сельскохозяйственной техникой. Однако нередки ситуации, когда такие агрегаты становятся причиной ДТП на дороге, поэтому есть некоторые юридические аспекты, помогающие водителям лучше ориентироваться на практике.
Незадачливого садовода, который решит отправиться в путь на мотоблоке, может оштрафовать ГИБДД. Основная причина – техника может использоваться только для обработки почвы, а не передвижения по общественным дорогам, несмотря на наличие или отсутствие прицепа. Важные факторы, которых не хватает мотоблоку для получения юридического статуса транспорта:
- Нет номерных знаков.
- Отсутствуют поворотники.
- Нет сигнальных и световых фар.
- Агрегат не прошел регистрацию в дорожной инспекции.
Со скольки лет можно ездить на мотоблоке?
К управлению подобной техникой допускают совершеннолетних людей с практическим опытом. Регистрация и присвоение номерных знаков к подобной технике не применяется, законом запрещено создавать самодельные передвижные средства на территории РФ.
Именно по этой причине за езду на мотоблоке в городе могут оштрафовать. Для управления не нужны права, но санкция может последовать, если инспектор ГАИ заметить такой агрегат на дороге.
Некоторые владельцы даже не подозревают, что, используя так называемый моторный блок, в действительности ездят на мини-тракторах, все время нарушая закон.
Юридический статус моторных блоков
При езде на мотоблоке вас могут оштрафовать. Владельцев интересует почему, если это не транспортное средство?
Со стороны ГИБДД и юристов блок (с прицепом или без) — это сельскохозяйственная техника, предназначенная для обработки почвы, а езда на мотоблоке по дорогам общего пользования запрещена.
Для того чтобы стать полноценным участником дорожного движения и управления им, при езде на мотоблоке не хватает:
- регистрации в ГАИ;
- номерного знака;
- фар;
- сигнальных фар;
- поворотника.
Даже если дополнить блок этими элементами, он не станет пригодным для езды транспортным средством. Создание самодельных транспортных средств на территории РФ запрещено. Да и никто не выдаст мотоблоку номерной знак и не зарегистрирует в ГАИ. Поэтому права на блок не требуются, однако нельзя, чтобы владелец ехал на нем в потоке машин.
Документы, которые необходимы владельцам техники
Как уже было сказано выше, управление мотоблоком разрешено без прав, ведь он не является транспортным средством. Но чтобы обезопасить себя, можно взять права категории «А» — это документы, необходимые для вождения мотоциклов. Они рассчитаны на средства передвижения с небольшим объемом двигателя, а у малогабаритной сельхозтехники как раз небольшая мощность.
Другой необходимый документ — это паспорт, который выдается сельскохозяйственным управлением. Процесс регистрации в нем гораздо сложнее, чем в ГАИ.
Поэтому если вы не собираетесь передвигаться вдоль общественных дорог, можно и не регистрировать полуприцепы и моторный блок.
Дачники могут не опасаться штрафов за это, ведь используют аппарат исключительно в личных целях. А вот хозяйственным предприятиям обязательно нужно получить паспорт на устройство. Этот документ могут потребовать даже при езде по обочине.
Если аппарат принадлежит работнику предприятия и ему необходимо добраться на устройстве до места работы, то необходимо пропуск от этого предприятия; тогда считается, что на езду есть право. Пропуск дает возможность ездить по незагруженным дорогам, которые прилегают к организации, при этом нельзя нарушать правила ПДД и препятствовать вождению.
Несмотря на то, что устройство — не транспорт и не средство перемещения, за его вождение могут назначить штраф. Но виноват в этом будет только сам водитель. Штрафа легко избежать, о том, как это сделать, рассказано в разделе ниже.
Поездка на мотоблоке по дорогам общественного пользования
В ПДД нет упоминаний о мотоблоках и необходимой категории. Однако передвигаться по дорогам общественного пользования возможно в том случае, если у водителя есть права на мотоцикл. Открытая категория А позволит избежать проблем при встрече с автоинспектором. Водительское удостоверение в таком случае является подтверждением того, что владелец знает правила движения и соблюдает их, а также имеет опыт вождения.
Для выезда на трассу следует оборудовать технику ходовыми огнями и светоотражающими элементами, согласно правилам. Без удостоверения ездить по дорогам общего пользования нельзя, иначе сотрудник ГИБДД может выписать штраф, ссылаясь на КоАП (Статья 12.11). Стоит обратить внимание на реконструированные модели. Например, если мотоблок переделан в минитрактор, то обойтись нельзя без тракторных прав нельзя.
Со скольких лет можно управлять мотоблоком
Нередко в документах по эксплуатации мотоблока можно встретить запрет использования аппарата лицам, которым не исполнилось 14 лет. Справиться с довольно тяжелым агрегатом ребенок младшего возраста просто не сможет. Речь идет о работах на приусадебном участке, а не выезде на дороги общего пользования. Если есть необходимость выезжать на автомобильную магистраль, то требуется удостоверение на мотоцикл, ранее уже выяснено, какая нужна категория прав на мотоблок. Удостоверение на мотоцикл выдается только с 16 лет, следовательно, управлять культиватором можно с этого возраста. Для получения других категорий придется подождать до совершеннолетия.
Необходимы ли права на мотоблок, оснащенный прицепом
Если следовать правилам, то для работы на мотоблоке ни с прицепом, ни без него водительское удостоверение не нужно. Однако несовершенства законодательства часто не спасают от штрафов, выписанных автоинспектором. Многие водители ссылаются на то, что мотокультиватор не относится к ТС, а значит, удостоверение на него не нужно. К сожалению, они забывают о важной вещи — мини-техника не предусмотрена для выезда на дороги общего пользования, но как тогда перевозить груз и какие нужны права на мотоблок с прицепом? В таком случае необходимо не только получить удостоверение категории А1, но и оборудовать культиватор светоотражающими элементами.
Порой маршрут к нужному объекту для работы пролегает через автомобильные магистрали. Получить штраф за препятствие движению других транспортных средств никто не хочет, поэтому нужно соблюдать правила. Владельцу необходимо перед выездом на трассу:
- получить водительское удостоверение категории А (на мотоцикл);
- изучить правила дорожного движения;
- иметь при себе документы на мотокультиватор, а также права;
Придерживаясь данных рекомендацией владелец сельскохозяйственной техники вправе передвигаться по дорогам общего пользования, не опасаясь штрафа. С самодельными машинами все намного труднее. Сотрудник ГАИ может выписать штраф даже при наличии прав любой категории, так как на самодельном мотоблоке нельзя ездить.