Определитесь с типом установки. Если он «раскрыт», то ограничений практически нет. Если речь идет о скрытой установке, имеет смысл выбрать компактные усилители класса D.
Звук в автомобиле: подбираем усилитель — мощный, но аккуратный
Штатные аудиосистемы — настоящая головная боль для тех, кто привык к качественному звуку. Я уже описывал, как их модернизировать, сегодня я расскажу об одном из элементов — автомобильных усилителях. Их особенности иногда сильно отличаются от особенностей домашних усилителей.
Я думаю, что было бы ошибкой пропустить эту тему. Существует несколько причин для замены усилителя.
Первый — это выходная мощность. В этом случае он вообще не нужен для объема, или, строго говоря, не только для объема. Обычно в обычных системах используются очень простые усилители и динамики с низким импедансом. Когда мы строим новую систему, совсем не обязательно, чтобы новые колонки хорошо звучали от оригинального усилителя. Например, они могут иметь более высокий импеданс и более низкую чувствительность, и с ними можно устроить настоящий ад. Исключение составляют наушники, которые изначально устанавливаются производителями для OEM-модернизации, но, похоже, мы перешли к более серьезным обновлениям, и эта опция уже позади.
Штатные аудиосистемы обычно производятся не самими производителями автомобилей, а сторонними компаниями по контракту с производителями автомобилей. Но не все из них помещают свой шильдик на передней панели.
Во-вторых, потому что системы разрабатываются с учетом очень строгих требований — как по цене, так и по дизайну. Если они открыто заявят, что, например, Pioneer и Alpine производят аудиокомпоненты для Honda, они могут нанести ущерб своей репутации.
В-третьих, оборудование. Типичный усилитель предназначен для одного варианта системы и не предлагает никаких дополнительных настроек. Что же делать, если мы хотим включить HPF на фронтальных или тыловых каналах просто для развлечения? Что если мы хотим согласовать низкие частоты каналов сабвуфера с динамиками? А если это что-то более серьезное?
Поэтому если вы хотите обновить свою систему, недостаточно просто заменить колонки, вам обязательно нужен новый усилитель.
С чего начать поиск правильного усилителя?
Как всегда, выбор должен быть основан на потребностях. Другими словами, вы начинаете с планирования вашей системы и выяснения того, какой усилитель вам нужен. Просто возьмите лист бумаги и нарисуйте, где вы хотите разместить свои колонки.
Решите, как вы хотите подключить колонки: с пассивными кроссоверами или с разделением по каналам с активным разделением зон. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки, но это тема для отдельного обсуждения. Пока хочу отметить, что первый вариант проще, а второй предлагает больше возможностей для настройки и «смешивания» диапазонов. В зависимости от выбранного варианта мы подбираем усилители с необходимым количеством каналов и функциональностью.
Аудиосистема может быть довольно сложной. Усиление на канал с активными делителями и процессорами является обычным явлением в автомобильных системах высокого класса.
Подумайте заранее, каким будет источник в системе. Если это головное устройство с обычными выходами линейного уровня, это не проблема. Если вы имеете дело с заводским головным устройством, вы почти всегда ищете решение. Более подробно я уже освещал эту тему в статье «Звук в автомобиле: как сделать заводскую стереосистему лучше», сейчас я лишь упомяну часть, касающуюся подключения усилителей.
Таким образом, существует несколько вариантов. Самое простое — подключиться непосредственно к выходам оригинального усилителя. Для этого новый усилитель должен иметь входы высокого уровня в дополнение к обычным входам. Если они недоступны, можно использовать так называемые «высокоуровневые линейные преобразователи».
Входы высокого уровня предусмотрены во многих моделях автомобильных усилителей.
Этот вариант прост, но не всегда практичен. В большинстве случаев штатный усилитель в лучшем случае представляет собой скорректированный сигнал, а в худшем — вообще многополосное усиление. В этом случае единственный способ «зацепить» исходный сигнал — использовать специальный процессор и подключить к нему усилитель. Сюда также входят варианты обычных систем с шиной MOST, из которых с помощью специального адаптера можно «вытянуть» SPDIF или аналоговые сигналы.
Поскольку такие сложные системы становятся все более распространенными, неудивительно, что на рынке появились усилители со встроенными процессорами. Но более подробная информация об оборудовании будет раскрыта в ближайшее время.
Чем отличаются автомобильные усилители от домашних?
Сам усилитель на самом деле не представляет собой ничего особенного. Только питание здесь не 220 В, а встроенная 12-вольтовая сеть. На мой взгляд, есть два основных отличия.
Импульсный источник питания занимает значительное пространство внутри усилителя.
Во-первых, большинство автомобильных усилителей отличаются гибкостью в плане подключения: они предлагают как обычное подключение нагрузки, так и байпас на пару каналов. Это позволяет использовать обычные широкополосные усилители не только для подключения громкоговорителей, но и для подключения сабвуферов. Последние еще более «прожорливы» в плане мощности. Самый простой вариант, который по праву можно назвать классическим, представляет собой 4-канальный усилитель, два канала которого работают на фронтальные колонки, а два других через мост подключены к сабвуферу.
Схема с 4-канальным усилителем, работающим на передние динамики и сабвуфер, считается классической автомобильной аудиосистемой.
Второе основное различие между автомобильными и домашними усилителями — это оборудование. Большинство домашних усилителей являются чистыми «оконечными устройствами». По крайней мере, в автомобиле вы должны использовать фильтры.
Например, такая же простая схема с четырехканальным усилителем, к которому подключены фронтальные колонки и сабвуфер. В большинстве случаев акустическое оформление для передних НЧ/СЧ-динамиков устанавливается в дверях. Это означает, что глубокие басы должны быть ослаблены, и для этих каналов необходим ВЧ-фильтр. Сабвуфер, с другой стороны, не должен подпевать, а значит, для этих каналов нужен LPF. Оптимальная частота соединения динамика с сабвуфером обычно находится в диапазоне от 50 до 100 Гц, что несколько ниже, чем обычное разделение в домашних системах. Пассивное расщепление здесь не работает, намотать катушки размером с запасную шину невозможно. С другой стороны, активное расщепление — это нормально. По этой причине активные фильтры низких и высоких частот всегда входили в минимальную комплектацию усилителя. В основном регулируемые, но есть и фильтры с фиксированной частотой.
Регулируемые фильтры низких и высоких частот присутствуют в подавляющем большинстве автомобильных усилителей.
И это еще не все. Например, если вы хотите управлять колонками с активным разделением, усилитель должен иметь фильтры с более широким диапазоном регулировки. Некоторые старые модели даже оснащены тумблерами фильтрации. JL Audio тоже так делала. И так далее, пока вы не добавите к усилителю встроенный процессор и не превратите его в настоящую «звуковую комбинацию».
Мощность усилителя должна быть равна (а лучше на 10-15% больше) мощности колонок. Подключение слабого усилителя может привести к перегоранию динамиков из-за ложного, искаженного сигнала.
Выбираем усилитель для вашей аудио системы
Усилитель
На первый взгляд, выбор усилителя для ваших колонок или сабвуфера может показаться сложным. Но с кратким руководством по выбору усилителя у вас не возникнет никаких проблем. Назначение усилителя для аудиосистемы — преобразование сигнала низкого уровня в сигнал высокого уровня для управления динамиком.
Они различаются по количеству каналов усиления, мощности и стоимости. Двух- и четырехканальные усилители наиболее популярны среди автолюбителей. Давайте теперь более подробно ответим на вопрос, как выбрать усилитель для автомобиля.
Мощность — один из самых важных параметров. Во-первых, необходимо понять разницу между номинальной и максимальной мощностью. Последний обычно указывается на корпусе усилителя и используется в качестве промокода. Именно на номинальную мощность (RMS) следует обращать внимание при покупке. Эту информацию можно прочитать в инструкции по эксплуатации, а если вы знаете модель колонки, то можете найти технические характеристики в Интернете.
Теперь несколько слов о том, как выбрать мощность усилителя и колонок. Хотите узнать больше о размерах колонок? Читайте статью «Как выбрать автомобильные колонки». Автомобильные колонки также имеют номинальную мощность, которая в руководстве называется RMS. Это означает, что если номинальная мощность вашего динамика составляет 70 Вт. Тогда мощность усилителя должна быть примерно одинаковой — от 55 Вт до 85 Вт. Второй пример: Какой усилитель необходим для сабвуфера? Если у нас есть сабвуфер мощностью 300 Вт (RMS). Мощность усилителя должна составлять 250-350 Вт. Заключение модуля. Высокая мощность — это, конечно, хорошо, но не стоит за ней гнаться, потому что есть усилители с меньшей мощностью, но они играют гораздо лучше и громче, чем те, которые не такие дорогие, но с завышенными габаритами.
При покупке усилителя очень важно обратить внимание на производителя усилителя. Если вы покупаете самодельный продукт, вы вряд ли можете рассчитывать на хорошее качество звука. Лучше всего выбирать бренды, которые давно присутствуют на рынке и уже заслужили хорошую репутацию. Например, такие компании, как Hertz, Alpine, DLS, Focal. Для более дешевых можно обратить внимание на такие бренды, как Alphard, Blaupunkt, JBL, Ural, Swat и т.д.
Определяется выбором усилителя? Следующая статья «Как подключить автомобильный усилитель» будет полезна для вас.